Развитие речи дошкольное. Игры для развития речи

анна логинова
Развитие речи дошкольника

Статья Краснова Нина Ефимовна.

Воспитатель детского сада №19 «Василек» г. Якутска

Развитие речи дошкольника

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.

Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.

Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка : все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии , и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей . Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников .

Формирование основы интеллектуальных способностей детей, познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Для проведения работы по познавательно-речевому развитию детей используются следующие средства речевого развития :

1. Общение взрослых и детей

2. Культурная языковая среда.

3. Обучение родной речи и языку на занятиях .

4. Художественная литература.

5. Различные виды искусства.

Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах :

«Развитие связной речи »

«Развитие словаря »

«Освоение грамматически правильной речи »

«Освоение звуковой культуры речи »

«Подготовка к обучению грамоте»

Задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно , с учетом возрастных особенностей детей и требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» .

На основе всего этого была разработана модель речевого развития детей .

(Приложение 1)

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.

Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих.

Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек .

Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками, редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем редкость .

Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая задачу, развитие речи у дошкольников , рассмотрим, какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.

Характерные проблемы развития речи дошкольников :

1. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь) . Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

2. Скудость речи . Маленький словарный запас.

3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора,

применение нелитературных выражений и слов.

4. Небогатая диалоговая речь : неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ , если это нужно и к месту.

5. Неспособность выстроить монолог : к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.

6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

7. Отсутствие культуры речи : неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.

8. Нехорошая дикция.

Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл.

Занятия по развитию речи обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем.

В результате этих занятий к школе ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.

Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка .

Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка.

Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома «че» и «низя» , то вся работа по развитию , проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности , важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду : общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи . Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи .

Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи .

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления :

Об окружающих предметах и их назначении;

О качествах (цвет, величина, форма) предметов;

О свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

О материале, из которого сделаны предметы

Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи . Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения

Определяется уровнем его речевого развития : именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний. Если устной речью шести-семилетний малыш овладел до школы, то письменной - ему еще только предстоит овладеть.

Простая закономерность : чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.

К сожалению, в силу разных причин, в первый класс с каждым годом приходит все больше детей, имеющих дефекты в произношении звуков, скудный запас слов, детей, которые не могут построить несложное повествовательное предложение.

Проверка речевой готовности к обучению в школе.

Правильность произношения.

До начала обучения грамоте ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА) . Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

Наличие фонематического слуха.

Для его оценки предложите ребенку записать несколько слов - не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове - столько и кружков. Например, слово "дом" надо изобразить тремя кружками, слово "мама" - четырьмя.

Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.

Покажите ему картинки, на которых нарисованы животные (например, лев, волк, корова) и записаны схемы их названий в виде кружочков (по количеству звуков в слове) . Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к какому слову.

Умение различать звуки.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки) .

Например, если малыш не различает на слух звуки Б и П, он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или в слове ПАЛКА.

Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображенных на них, различаются только одним проверяемым звуком).

Состояние словарного запаса.

У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов) .

В нем должны быть представлены основные части речи : существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия , предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Для его исследования применяется ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие в "словаре" ребенка определенных слов (см. ниже) .

Сформированность грамматических систем.

Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования - к семи.

Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит : "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает) .

Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи .

Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Владение связной речью.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли.

Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте .

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие.

Первые, как показывает название, передают реальные события (факты) - на основе их непосредственного восприятия, или по памяти.

Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему могут дополняться какими-то деталями, не существовавшими в реальной ситуации.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описательный рассказ - описание реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например : "Щенок черный, лохматый; у него маленькие ушки и короткий хвост. "

В сюжетном рассказе есть завязка действия, его развитие , доходящее до какой-то высшей точки (кульминации, и завершение "происшествия", или развязка ; события здесь должны передаваться во временной последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Периодически предлагайте ребенку задания, проверяющие владение связной речью :

Пусть он прослушает и перескажет близко к тексту ранее неизвестную историю;

Расскажет, как прошел сегодняшний день;

Сочинит небольшую сказку или рассказ;

Опишет картину с изображением природы;

Опишет рисунки, на которых, например, дети играют, помогают взрослым, отдыхают у моря;

Охарактеризует свою семью, друга или домашнего питомца;

Расскажет, как, например, прошла подготовка к празднику и сам праздник, попробует выразить и описать свои впечатления.

Человек, говорящий чисто и правильно, уверен в себе, не боится новых знакомств, открыт для окружающих. Нечеткая речь становится причиной комплексов, затрудняет процесс общения. В дошкольном возрасте правильная речь – показатель готовности ребенка к школе. Родителей этот вопрос должен волновать с рождения малыша.

Этапы развития речи

Специалисты выделили стадии развития речи дошкольников:

  • 3-4 года . Малыш называет форму, цвет предмета, величину, дает качественные характеристики. Используются обобщающие слова: овощи, одежда, мебель. Ребенок дает односложные ответы на вопросы взрослых, составляет по картинкам короткие предложения, пересказывает любимые сказки.
  • 4-5 лет. Дети употребляют в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов, для характеристики действий применяются глаголы и существительные. Малыш ориентируется во времени суток, местоположении предметов, описывает настроение людей. Совершенствуются навыки общения через диалог. Ребенок отвечает на вопросы и задает их, пересказывает небольшие рассказы и составляет короткие истории по картинкам.
  • 5-6 лет. В правильной форме употребляются все части речи. Ребенок в верной последовательности пересказывает небольшие литературные произведения, составляет рассказы. Происходит непринужденное общение с взрослыми.
  • 6-7 лет . У детей богатый словарный запас, в речи используются синонимы и антонимы. Вырабатывается культура общения. Ребенок легко составляет рассказы, самостоятельно передает содержание услышанного произведения.

Описанные этапы усреднены. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. И если у малыша есть проблемы с формированием речи, то понадобятся специальные средства развития речи дошкольников.

Игры для развития речи

Для ребенка лучший вариант – развитие речи через игру. И у любящего родителя найдется хотя бы 15 минут в день для коротких занятий с чадом. Специалисты рекомендуют использовать игры, которые формируют словарный запас, развивают логику, помогают овладевать навыками связной речи. Ознакомьтесь с некоторыми из таких игр и включайте их в свою развивающую копилку.

«Угадай, что звучит»

Игра подходит для детей 2-3 летнего возраста. Понадобится ширма, барабан, молоточек и колокольчик. Покажите ребенку музыкальные инструменты, назовите и попросите повторить. Когда малыш запомнит все названия, дайте послушать, как они звучат. Лучше, чтобы ребенок сам постучал молотком, побил по барабану и позвенел колокольчиком. Затем поставьте ширму и за ней поочередно используйте каждый инструмент. Ребенок при этом отгадывает, что именно звучит. Следите, чтобы малыш четко произносил названия.

«Волшебный мешочек»

Игра подойдет для самых маленьких, но будет интересна и детям до 4 лет.

Необходимый материал: любой мешочек, игрушечные звери-детеныши, например, утенок, лягушонок, гусенок, поросенок, тигренок.

Игрушки сложите в мешочек и предложите ребенку вынуть одну и назвать ее громко. Задача — добиться, чтобы ребенок четко и ясно называл всех животных.

«Кто что делает»

Игра для детей с 4 до 6 лет. Она поможет пополнить словарный запас глаголами. Для игры нужны тематические карточки с изображением предметов. Здесь настоящий простор для фантазии. Показывать ребенку можно все, что угодно – вещи и предметы, которые используются в обычной жизни.

Упражнения на развитие речи

Используйте разнообразные методы развития речи дошкольника. Зарекомендовали себя упражнения, которые можно проводить и дома, и на занятиях.

«Беседа по картинке»

Упражнение подойдет для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Пригодится любая сюжетная картинка. Заниматься можно во время чтения книги или собирания пазла. Главное, чтобы у малыша не было ощущения, что идет урок.

Задавайте ребенку разные вопросы, чтобы разговорить его. Используйте фразы: «Как ты думаешь?», «Встречал ли ты что-то подобное?». При затруднениях помогите ребенку составить предложение, покажите наглядно, какой рассказ может получиться по картинке.

«Большой-маленький»

Упражнение для малышей 2,5-5 лет. Используйте книжки с картинками или игрушки. Вместе с ребенком рассмотрите иллюстрации и спросите, что он видит:

— Посмотри, кто это?

— Мальчик и девочка.

— Какой мальчик?

— Маленький.

— Да, мальчик младше девочки, а она его старшая сестра. Девочка высокая, а мальчик ниже ее ростом. Какая у девочки косичка?

Человеческая речь – уникальный инструмент, она сложилась в процессе эволюции, и овладеть ею можно только в определенный период жизни, общаясь с другими людьми.

Владение навыками связной речи позволяет ребенку не только свободно общаться с окружающими, но и развиваться интеллектуально. Развитие речи у детей дошкольного возраста – процесс длительный и не простой, требующий внимания родителей, а иногда и участия специалистов.

Последовательность работы над связной речью

  1. Развитие осмысленного восприятия связной речи;
  2. Развитие диалогической связной речи;
  3. Развитие монологической состоит из этапов:
  • обучение составлению рассказа-описания;
  • обучение составлению рассказа по картинкам одного сюжета;
  • обучение составлению рассказа по отдельной картинке;
  • обучение составлению пересказа;
  • обучение составлению нового рассказа.

Приемы и методы


Картинка для построения сюжета должна соответствовать ряду требований:

  • быть привлекательной и красочной;
  • соответствовать «возрастному цензу»;
  • число действующих лиц должно быть ограниченно;
  • небольшое количество дополнительных деталей.

Алгоритм работы над пересказом:

  1. Выразительное чтение доступного по содержанию рассказа.
  2. Выяснение того что «понравилось».
  3. Уточнение деталей с помощью наводящих вопросов.
  4. Объяснение незнакомых слов, выделения красивых оборотов речи.
  5. Просмотр картинок, повторное чтение.
  6. Нелишним будет дополнительное ознакомление с повадками животных, рассматривание фотографий.

Чтобы переход к самостоятельному составлению рассказа не стал проблемой, пусть первые из них будут о реально прожитом дне из жизни ребенка, о памятных для него событиях.

Этапы становления

Любой здоровый ребенок с рождения обладает физиологическими предпосылками речи. Однако для реализации речевой деятельности маленькому человечку необходимо социальное окружение.

Подготовительный этап – от рождения до года

Первый этап не зря получил такое название. В течение первого года жизни ребенка происходит подготовка голосового аппарата малыша к воспроизведению членораздельной речи.

Хронология событий:

  1. К концу третьей недели жизни новорожденный начинает реагировать на звуки, например, замирает при резком стуке, хлопке.
  2. К трем месяцам ребенок может соотнести наличие звука голоса и присутствия взрослого, наблюдается проявление ориентировочного рефлекса. Появление так называемого лепета, говорит о новой ступени в развитии речевого общения.
  3. После шестого месяца жизни малыш может «похвастать» умением находить связь между сочетанием звуков и действиями. Появление этой особенности – признак того, что ребенок начинает овладевать словами.
  4. В конце первого года жизни появляются осмысленные слова. Количество активно употребляемых слов невелико по сравнению с количеством слов, доступных пониманию «годовичка».

Преддошкольный этап – от 1 до 3 лет

В начале второго года жизни расширяется круг потребностей ребенка. Это связано с периодом активного освоения пространства. Возрастающая мотивация к общению со взрослыми способствует увеличению словарного запаса.

Развитие речи происходит скачкообразно: выучив сегодня новое слово, завтра малыш может заменить его привычным высказыванием или звуком.

В речи двухлетнего ребенка слова не связанны грамматически, нет союзов и предлогов. Применяется множественное число, оформляется сложное предложение и вопросительная интонация.

К трем годам появляются трудности в произношении звуков, поэтому стоит особое внимание уделять громкости, четкости и неторопливости речи. В таких случаях используют специальные языковые задачи, продолжительностью до 10 минут.

Дошкольный этап – от 3 до 7

В речи детей дошкольного возраста очень часто встречаются дефекты произношения свистящих, шипящих, смягчения и др. В этот период активно развивается слуховой контроль своего произношения. Активный словарь может достигать 5000 слов.

С ростом опыта речевого общения формируется «чувство языка» – навык словотворчества. Развивается грамматический строй речи, формируется произношение звуков, и большинство детей к 6 годам говорят чисто.

Особенности семилеток – свободное оперирование сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, обладание сформированной контекстной (обобщенной) речью.

Физиологические несовершенства звукопроизношения

Несовершенства звукопроизношения дошкольника связанны, прежде всего, с неполным развитием артикуляционных органов: нижней челюсти, мягкого неба, губ и языка.

Вторая по актуальности причина – недостаточно сформированная способность воспринимать и различать единицы речи (фонемы). Эти проблемы делают речь ребенка недостаточно чистой и ясной. Нарушения звукопроизношения в своем проявлении достаточно разнообразны.

Типичные несовершенства у дошкольников:

  • смягчение твердых согласных: «туль» (стул), или реже – ужесточение мягких «тота» (тетя);
  • замена шипящих свистящими: «сапка» (шапка);
  • выпадение из речи звука р или его замена на л, в, й;
  • смягчение или замещение звука л: «той» (стол), «йампа» (лампа);
  • отсутствие звуков х, г, к, либо их замещение на д, т;
  • выпадение неударных слогов из слова.

Большинство дошкольников к пяти годам постепенно избавляются от этих недочетов.

Условия развития речи у детей дошкольного возраста

Равнодушное ожидание того момента, когда малыш сам «выговорится», может привести к упущению периода, дарованного природой для формирования речи. Признавать огромное значение развития чистой речи дошкольника должны не только педагоги, но и родители.

Следует помнить, что речь формируется исключительно под влиянием речи взрослых, и ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Недопустимы сюсюканья и лепетания взрослых при общении с малышом, подобная манера легко и прочно закрепит существующие недостатки.


Игровая деятельность в помощь формированию

Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, значит, игровая форма в развитии речи таких детей будет самой продуктивной.

Трудно однозначно определить какой тип игр, дидактические или творческие, вносят большую лепту в процесс развития речи дошколят. Количество таких развивающих игр настолько велико, что без труда можно выбрать подходящую для работы в ДОУ, и для занятий в семье.

Пожалуй, самая любимая и распространенная из творческих – театрализованная игра. Ее разновидности:

  • настольный театр;
  • фланелеграф;
  • театр теней;
  • в гостях у Сказки
  • театр марионеток.

Занимаясь театрализованной деятельностью, ребенок в непринужденной форме активизирует словарь, тренирует диалогическую речь, осознает необходимость четкой речи, увеличивает словарный запас и совершенствую дикцию.

Целью дидактических, или развивающих игр, является обогащение словарного запаса, совершенствование слухового восприятия ребенка, укрепление артикуляционного аппарата, совершенствование произношения звуков, развитие голосового аппарата.

Развивающие игры бывают разные:

  • «Чудесный мешочек» . Задачи корректируются под разный возраст: ребенку младшего возраста достаточно назвать предмет из мешочка, более старшему - описать предмет, составить рассказ или загадать о нем загадку;
  • «Эмоции» . Необходимо произнести одно и то же слово или словосочетание с разными интонациями, показывая разные эмоции. Подобная игра не только покажет выразительность речи, но и разовьет воображение, избавит ребенка от скованности;
  • «Угадай-ка» . Взрослый, назвав слово, предлагает ребенку назвать звуки: первый, последний, все по очереди. Если малыш уже выучил все звуки, можно поменяться с ним ролями, пусть проверит вас. Игра развивает фонематический слух, готовит к чтению;
  • Игры, связанные со звукоподражанием : «Тикают часики», «Звеним колокольчиком». Дети с удовольствием будут повторять за вами веселые звуки. Игра способствует укреплению артикуляционного аппарата.

Для активизации внимания дошкольника стоит использовать наглядные объекты - игрушки, предметы быта, картинки. Овладевая речью, ребенок идет от части к целому: от отдельных слов, через словосочетания к простой фразе и сложному предложению.

Для того чтобы речь дошкольника приобрела все свои качества, надо прожить вместе с ним этот нелегкий, но такой интересный период – дошкольный период развития речи. В наших силах сделать его не проблемным и радостным.

Видео: Консультация для родителей

Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста . Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.

Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи дошкольника

Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:

  1. 3-4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3-4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
  2. 4-5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
  3. 5-6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
  4. 6-7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера.

Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша.

Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.

Занятия для развития речи дошкольников: игра

Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи . Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:

  • формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
  • помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
  • корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.

С ребенком лучше всего осуществлять занятия в игровой форме.

Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:

Игры с разными словами

Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.

«Выбираем прилагательные»

Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» - рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» - томат, мак, роза, яблоко и т.д.

«Кто что делает»

Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.

«Объект и его действия»

Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» - птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.

Игры на тему: «На что похоже»

Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.

«Буквы и цифры»

Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.

«Дорисуй картинку»

Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.

«Аргументируй»

Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5-7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций.

Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.

Игра на тему: «Кто откуда»

Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы - плавники и т.д.

Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.

Игра на тему «Лавина слов»

«В корзину я положил…»

Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.

Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.

«Бесконечная история»

Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности , но и сохранения смысла предложения . Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово - цветок. Один ребенок придумывает начало истории - вырос цветок. Другой ребенок продолжает - на поляне вырос цветок. Третий малыш - на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.

Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер.

Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.

Малыш также учится грамотно произносить слова и четко ставить в них ударения.

Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.

Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки

Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки . Родители первоначально должны малышу прочитать скороговорку медленно и выговаривая четко каждый звук. Далее предложите проговорить ее вместе с вами, а потом попросите рассказать скороговорку самостоятельно. Не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Превратите ваше занятие в увлекательную игру, чтобы ребенку хотелось много раз повторять скороговорку. Останавливайте свой выбор на простых, коротких и несложных в произношении скороговорках.

Например: У нашего мишки в мешке большие шишки или Серая кошка сидит на окошке. Через время можно учить более усложненные в произношении скороговорки.

Кроме этого, для развития речи чаще читайте ребенку детские стихи и загадки, которые расширяют его кругозор, помогают развивать мышление, внимание, память.

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики

Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом. У детей с различными дефектами речи дыхание аритмичное и поверхностное. Логопеды рекомендуют родителям выполнять с ребенком систематически несложную дыхательную гимнастику , которая будет способствовать формированию длительного выдоха и как следствие, правильному развитию речи.

Например, можно выполнить упражнение «Снегопад» . Для этого нужно скатать из ваты маленькие комочки и положить их ребенку на ладонь. Далее предложите малышу сдуть вату с ладошки, как снежинку. Затем поместите комочек ваты ребенку под нос и попросите его подуть вверх.

Для развития правильного дыхания замечательно подойдет упражнение «Буря в стакане» . Для его выполнения приготовьте стакан с водой и трубочку для коктейлей. Ребенок должен поместить один конец трубочки по центру широкой части языка, а другой конец - в стакан с водой. Потом малыш начинает дуть через трубочку, делая настоящую бурю. Родители должны контролировать данный процесс, чтобы щеки у ребенка не надувались, а губы находились в неподвижном состоянии.

Следует отметить, что автором дыхательной гимнастики является известный педагог и вокалист А.Н. Стрельникова. Ее авторская методика не только восстанавливает дыхание, но и положительно влияет на функционирование всех систем организма.

Для развития речи дошкольников также популярна артикуляционная гимнастика, направленная на основной мышечный орган речи - язык . Гимнастика для языка просто необходима, так как способствует формированию правильного звукопроизношения . Ведь дефекты звукопроизношения нарушают эмоционально-психическое равновесие ребенка, а также отрицательно влияют на полноценное общение со сверстниками.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом , чтобы ребенок видел движения собственного языка. Длительность занятия не должна быть больше 10 минут в день . При этом не предлагайте ребенку сразу выполнить большое количество упражнений. Для одного занятия подойдет 2-3 упражнения . Не расстраивайтесь, если у ребенка не получилось повторить за вами упражнение. Будьте спокойны, последовательны и терпеливы с малышом и у него обязательно все получится. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме . Положительные эмоции от занятия помогут ребенку быстрее освоить новые упражнения.

Логопеды и педагоги для развития речи у дошкольников используют пальчиковую гимнастику , способствующую активному развитию мелкой моторики рук и , соответственно, речи у ребенка. Суть данной гимнастики заключается в том, что ребенок с родителями проговаривает небольшие стихи, сопровождая их определенными движениями пальчиков . Данные упражнения важны для ребенка, так как улучшают согласованную работу речевых центров, способствуют развитию внимания, памяти и воображения, а также усиливают гибкость пальцев.

Таким образом, современная логопедия и педагогика предлагают родителям богатый выбор разнообразных занятий для развития речи дошкольников. Систематически играйте с ребенком, не критикуйте его за неправильные ответы и обязательно поддерживайте на эмоциональном уровне.